Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в восемнадцатилетнем ресурсе (1980-1997 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

151

 

МЕЖДУ ИНДИВИДОМ И ОБЩЕСТВОМ. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ТЕОРИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Munné F. Entre el individuo y la sociedad. Marcos y teorias actuales sobre el comportamiento interpersonal. Barcelona: Promociones y Publicaciones Universitarias S. А. (PPU), 1989. 496 p.

Замысел автора рецензируемой книги — не просто дать подробное описание различных современных теорий социальной психологии, а проанализировать, группируя, основные теоретические предпосылки, на которые они опираются. Поэтому каждая глава, кроме первой, посвящается отдельному теоретическому направлению, которое имеет свои эпистемологические предположения, свое развитие и свои известные теоретические результаты. Каждое направление анализируется по трем взаимосвязанным аспектам: 1) его генезис, основные характеристики, известные авторы и т. д.; 2) описание важнейших теорий, в него входящих; 3) критический анализ и оценка данного течения.

До того, как начать этот разбор, Ф. Муннэ в первой главе тщательно описывает как уровни формализации знаний в социальной психологии (различает уровень микротеорий, теорий среднего уровня, уровни парадигм, метапарадигм и уровень самого социопсихологического пространства), так и эпистемологическую (формально содержательную) структуру социальной психологии как теоретической науки. Научное пространство социальной психологии автор определяет как «интегральное видение межличностного поведения субъектов» (с. 26).

Эпистемологическая структура социальной психологии как теоретической науки видится автором как многогранная модель, в которой существуют шесть основных научных парадигм (символический интеракционизм, социально-гуманистическая психология, марксистская социальная психология, социальный психоанализ, социальный бихевиоризм и социокогнитивизм), две большие метапарадигмы (интеракционизм и персонализм) и их отношения с другими науками (социологией, антропологией, историей, этологией, биологией, психологией).

Во второй части первой главы автор анализирует проблемы плюрализма и монизма в «критических» науках (т. е. в науках, чей предмет — это неоднозначно трактуемый субъект), к которым относится и социальная психология. Автор отмечает, что плюрализм наблюдается в основном на уровне «теорий среднего уровня», очень ограниченно на уровне парадигм, имеет дихотомический характер на метапарадигматическом уровне. Он считает, что плюрализм есть последствие не «недозрелости» самого научного знания (т. е. отрицательная характеристика), а «необъятности» предмета познания (т. е. положительная характеристика). Поэтому присутствие нескольких парадигм и множества теорий внутри каждой из них является необходимым условием развития и успеха научного познания в данной области (имеются в виду гуманитарные науки). Автор защищает теоретический плюрализм в социальной психологии и в гуманитарных науках как необходимое условие действительного научного развития и отрицает монизм, т. е. господство одной парадигмы или метапарадигмы как научного принципа.

Вторая глава посвящена социальному психоанализу. Рассматриваются различные тенденции внутри этого направления, начиная с работ 3. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, а также позиции «культурного» психоанализа и теории Г. С. Салливана и других («интерперсонализм»).

В третьей главе («Социальный бихевиоризм») автор освещает разные теоретические подходы к изучению социального поведения, исходя из бихевиористских представлений, а также трудности, с которыми столкнулись ученые при определении новых подходов внутри данного научного направления и использовании для этого формулировок классического бихевиоризма.

Четвертая глава посвящена социокогнитивизму. Автор отмечает, что он является не просто продолжением когнитивной психологии в области социальной психологии, а сложным теоретическим течением, на которое сильно повлияла гештальт-психология. В этой главе освещаются работы известных авторов, таких, как С. Аш, Ф. Хайдер, К. Левин, Л. Фестингер, М. Шериф, и многих других, включая Ж. Пиаже, Дж. Брунера и представителей «европейской социальной психологии» (Г. Тэшфел, С. Московичи, В. Дуаз и др.).

В пятой главе («Символический интеракционизм и аналогичные тенденции») анализируются теории ролей (Дж. Мид, Т. Парсонс) и их развитие. Затем автор разбирает две школы символического интеракционизма (Чикаго и Айовы) и их теоретические постулаты, а также другие течения этого направления. Здесь же анализируется так называемая этнометодология как частный вариант и отрицание символического

 

152

 

интеракционизма. Заключительная часть этой главы посвящена этогении — системе понятий для объяснения множества форм культурного поведения, понимаемого как совокупность умений для решения задач, поставленных перед субъектом присутствием других людей (Д. Крогер, Р. Харре и др.). Этогения ставит во главу угла вопрос о том, какая модель человека является наиболее адекватной для наук о поведении и, следовательно, для социальной психологии (с. 325).

Шестая глава посвящена марксистской социальной психологии. Здесь представлены разделы «Линия Маркса в социальной психологии», «Социальная психология французского марксизма», «Фрейдомарксизм», «Марксистско-феноменологическая социальная психология». Автор обобщает характеристики, присущие, на его взгляд, почти всем названным течениям: гуманистическому антропологизму, эпистемологическому антипозитивизму и радикальному критицизму (с. 336—338).

Независимо от того, разделяет или нет читатель точку зрения автора, историко-эпистемологическое изложение социальной психологии представляет собой очень интересную, довольно полную и оригинальную попытку упорядочить с методологических позиций все разнообразие теорий, течений, школ, существующих в данной науке. Несомненно, это издание — очень ценный и непростой учебник-справочник по социальной  психологии,  где  можно найти не только освещение фундаментальных направлений социальной психологии, но и огромное количество библиографических данных. Книга включает раздел использованной литературы и цитированных автором книг в размере 60 страниц, предметный и именной указатели.

М. Шуаре

Москва